Методика: «Как определить состояние психологического климата в классе» Федоренко Л.Г.
Класс: 4 «Б» класс
Дата проведения: 12.09.2022г
Цель: Изучения психологического климата в классе
№ |
Ф.И.О. учеников |
Результаты |
1 |
Алпысова Нурсулу Мауленовна |
11 баллов |
2 |
Ахмагамбетова Аина Канатовна |
10 баллов |
3 |
Бақытбек Мәриям Талғатқызы |
15 баллов |
4 |
Данилов Игнатий Алексеевич |
- |
5 |
Дубровская София Дмитриевна |
8 балл |
6 |
Жамбакова Несібелі Дарханқызы |
- |
7 |
Камел Аида Айтугановна |
13 баллов |
8 |
Квак Даниил Аркадьевич |
7 баллов |
9 |
Крылов Лукьян Русланович |
9 баллов |
10 |
Мазаков Лев Игоревич |
15 баллов |
11 |
Нуралиева Томирис Бауыржановна |
17 баллов |
12 |
Онопко Анастасия Сергеевна |
6 баллов |
13 |
Пак Никита |
7 баллов |
14 |
Рахметолла Зере Сабыржанқызы |
16 баллов |
15 |
Сарсенова Дарина Аскаровна |
9 баллов |
16 |
Смирнова Лада Викторовна |
8 баллов |
17 |
Сулейменов Шыңғыс Даниярұлы |
13 баллов |
Обработка результатов:
9 учеников: 6-12 баллов – школьник высоко оценивает психологический климат в классе. Ему нравятся люди, с которыми он учится.
6 учеников: 13-18 баллов – школьнику скорее безразличен психологический климат класса, у него, вероятно, есть другая группа, где общение для него значимо.
Рекомендации учителю.
- Учителю и родителям необходимо обращать особое внимание на усвоение учебной задачи ребенком; при возникновении трудностей обязательно четкое прояснение учебного материала до тех пор, пока ребенок не поймет. Для этого необходимо знать (пронаблюдать), какие анализаторы (слуховой, визуальный, кинестетический – тактильный) ребенка задействованы в принятии и понимании задания.
- Учителю обратить внимание на межличностные отношения в классе, выявить лидеров, отверженных детей. Помочь детскому коллективу развиваться без серьезных конфликтных ситуаций, научить бесконфликтному общению.
- Учителю и родителям необходимы совместные встречи, в процессе которых отслеживались бы результаты успехов или неуспехов каждого ребенка, а также разбирались причины и пути преодоления трудностей в обучении.
- Учителю в своих наблюдениях необходимо уделить особое внимание тем сторонам поведения и деятельности, которые в наибольшей степени отражают характер адаптации к школьной среде.
- Учителям-предметникам проводить опрос, не нагнетая обстановку в классе. Желательно вызывать ребят по имени и фамилии. При неудачном ответе ученика не одергивать, не стыдить, не упрекать, не отчитывать в присутствии всего класса. Чувство юмора хорошо помогает убрать напряжение в классе, «разбавляет» обстановку. Необходимо поддерживать ситуацию успешности. Постараться проявлять искренний интерес к каждому учащемуся.
Рекомендации родителям.
- Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
- Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
- Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников),
- Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
- Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
- Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе, и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
- Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
- Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
- Помочь ребенку в преодолении тревоги и сомнений в собственных силах – значит создать условия, в которых он будет чувствовать себя спокойно и уверенно. Причем это касается не только проблем адаптации. Важно, чтобы ребенок чувствовал безопасность, поддержку и понимание дома, что близкие люди принимают его таким, какой он есть.
- В случае необходимости помогать ребенку в выполнении задания, но не делать вместо него.
- Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица. Улыбаться чаще. Убеждать ребенка, что все будет хорошо.
- Помнить, что школа и семья существуют для ребенка, а не ребенок для школы.
- Чаще разговаривать с ребенком, проявляя искреннюю заинтересованность в нем. Но не допрашивать ребенка, если он в данный момент не желает общаться.
- Организовать совместную деятельность с ребенком.